Нонна Гришаева в кино может быть разной: смешной и грустной, строгой и взбалмошной, капризной и покладистой, суровой и ранимой. И не только в кино – несколько лет подряд она была звездой передачи «Большая разница», так удачно пародируя коллег, что не всегда можно было понять, кто же перед нами: оригинал или его копия?
Но при этом сама актриса всегда четко разграничивает работу и жизнь. В сериале «Папины дочки» ее героиня Людмила запросто бросает своих пятерых дочерей и уезжает на край света с новой любовью. А для самой Нонны ее семья – это самое главное в жизни, и она ее ни на какую славу, ни на какой успех не променяет. Она счастлива в браке с актером Александром Нестеровым и воспитывает двух детей (дочери Насте — восемнадцать, сыну Илюше – семь).
Хотя и успех – всегда с нею рядом: пять лет назад в паре с Марком Тишманом она стала победительницей шоу «Две звезды». Три года назад на Первом канале вышло ее именное шоу «Нонна, давай!». Несколько лет подряд на вручении престижной театральной премии «Хрустальная Турандот» она предстает в образе этой восточной принцессы, хозяйки торжества. А недавно стала художественным руководителем Московского областного ТЮЗа.
Понятно, что Нонна – очень занятой человек. И поговорить с ней столько, чтобы получить ответы на все интересующие нас вопросы – просто невозможно. Но в ответах на те, которые удалось задать, она была достаточно откровенна.
История
— Нонна, в сериале «Екатерина», в котором вы сейчас снимаетесь, действие начинается в 50-е годы прошлого века. Трудно было почувствовать себя человеком другой эпохи?
— Напротив — легко. Я еще со студенчества могла сыграть человека любого времени. Я вообще люблю играть роли из прошлого.
— А что помогает вам вжиться в такие роли?
— Когда дело происходит в середине прошлого века — я вспоминаю то, что мне рассказывала о том времени моя бабушка. Она мне много говорила и о войне. Мой родной город Одессу оккупировали румыны, они взяли бабушку в плен, а моя прабабушка – ее мама — выкупила ее за золотые часики…
— А где же в это время был ваш дедушка?
— А дедушка, бабушкин муж, в это время был военным летчиком. Он прошел всю войну и вернулся домой победителем. Я им очень горжусь!
— Вам не кажется, что в последнее время стали снимать много фильмов о той войне?
— Я думаю, что это правильно. Мы не должны забывать о тех событиях, и дети наши должны помнить и о страданиях, которые приносит война, и о подвиге наших дедушек и прадедушек. Такие фильмы – это не дань моде, а дань памяти нашим героям — тем, кто погиб в те годы, защищая наше будущее от фашистов.
— Ваш сын – будущий защитник Отечества. Вы ему рассказываете о дедушке-летчике?
— Да, конечно. Мальчикам интересно играть «в войнушку»: бегать, стрелять, понарошку убивать. И кажется, что война – это какая-то игра, где все понарошку. А я стараюсь донести до его сознания, насколько это страшно – война. И если по телевизору идут какие-то военные кадры, говорю ему: «Вот, смотри! Война несет людям смерть!» Мне кажется, он уже немного задумывается над этим.
Молитва
— Вы и работаете на телевидении, и снимаетесь в кино, и играете в театре. А где вам больше нравится?
— Конечно, в театре!
— Почему?
— Дело в том, что в кино результат зависит не столько от актера, сколько от каких-то других факторов, один из которых – монтаж. Можно гениально сыграть в кадре, а тебя возьмут и смонтируют так, что никто не увидит, как ты хорошо сыграл. Точно так же и плохую игру всегда можно прикрыть хитростями монтажа. В кино можно быть бездарным, а благодаря монтажу все подумают: «Какой гениальный актер!» А в театре есть ты — и есть зритель. Там все происходит здесь и сейчас — ты проживаешь всю историю от начала и до конца, и никто ничего не смонтирует, ничем тебя не прикроет. Только в театре видно, на что в действительности способен актер. И если вы хотите узнать, насколько артист талантлив — сходите хотя бы на один его спектакль.
— А вы волнуетесь перед выходом на сцену?
— Очень! Несмотря на то, что столько лет уже этим занимаюсь…
— А что вам помогает справиться с волнением? У вас есть на этот случай какой-нибудь актерский талисман?
— Мне помогает молитва. Перед выходом я обязательно читаю молитву. Никаких талисманов у меня нет — я верующий человек, и на гастролях всегда с собой вожу маленькую иконку.
— И в «актерские приметы», стало быть, тоже не верите?
— Нет, не верю. Я год играла в мюзикле «Зорро», где по сюжету каждый день мне должны были стрелять в спину. И столько же раз меня уносили «мертвую» со сцены. И как видите – до сих пор жива! Или вот в сериале «Екатерина» моя героиня спивается — а у меня самой нет совершенно никакой склонности к алкоголизму, я непьющая — пью только воду или чай.
Подарки
— Нонна, вы и актриса, и певица, и телеведущая. А не хотели ли вы попробовать себя в качестве режиссера?
— Знаете, для меня это неприкосновенная профессия — я не люблю даже спорить с режиссером.
— А что-то предложить можете?
— Предложить могу – например, какие-то детали, или черты, которыми хочу наделить свою героиню. И очень приятно, когда режиссер идет мне навстречу… А спорить, что-то доказывать – это что-то запредельное, этого нельзя делать ни в коем случае…
— Какую роль вы можете назвать подарком судьбы?
— Наверное, роль Антонины Ревельс, жены Леонида Утесова, в сериале «Утесов. Песни длиною в жизнь». Сыграть эту потрясающую женщину – это, пожалуй, и было для меня настоящим актерским счастьем.
— Но вам, наверное, пришлось где-то черпать информацию о ее характере, привычках, поведении?
— Мне много рассказал о ней писатель Глеб Скороходов, который был знаком с Антониной Сергеевне лично. Хотя его уже почти два года как нет в живых, я до сих пор ему бесконечно благодарна за эти беседы: он мне столько о ней рассказал! Я целиком и полностью полагалась на информацию из его рассказов. И после на одном мероприятии ко мне подошла Нелли Кобзон и очень удивила меня своим признанием: «Нонна, я хочу сказать вам спасибо за то, как вы сыграли в этом фильме! Вы себе даже не представляете, как вы в нее попали!» Оказывается, Антонина Ревельс была ее подругой и учительницей. Для меня это была самая лучшая похвала — что я, не зная человека, «попала» в него. И мне об этом сказал человек, который его знал лично… Это непередаваемое ощущение!
Дети
— А есть уже какие-то планы – чем вы займетесь после съемок в «Екатерине»?
— Скоро начнутся съемки полнометражного фильма «Софи и я». Там я буду играть маму главной героини. Это будет музыкальный фильм, и там очень интересный сценарий – именно поэтому я согласилась сниматься.
— А вы смотрите фильмы и сериалы, которые выходят с вашим участием?
— Конечно, смотрю — интересно же, что там в итоге получилось! Если это сериал, то смотрю его, как и все остальные зрители, вечерком, по одной серии, как и положено. И вся моя семья смотрит со мной – им тоже интересно! А если в какой-то из вечеров не получается – например, потому что в этот вечер у меня спектакль или запись на телевидении — то прошу родных записать мне эту серию.
— А как родные оценивают вашу работу: постоянно хвалят, или бывает, что критикуют?
— А как же – очень строго оценивают, особенно мама. А вот дети, Настя и Илья, говорят, что им все нравится. Они любят смотреть меня и по телевизору, и в театре. А я же еще в последнее время и мультики стала озвучивать – для сыночка специально. Например, в мультфильме «Белка и Стрелка. Лунные приключения» моим голосом говорит Белка. Сын — в восторге! Но когда ты знаешь, что тебя будут смотреть твои дети – это очень ответственно!
Ирина Левкович