Всенародная слава обрушилась на актера Александра Михайлова после того, как на экран вышли фильмы «Мужики!» и «Любовь и голуби». Михайлов сыграл таких мужчин, рядом с которыми мечтала оказаться любая женщина. Ну да, не без недостатков – вон, его Василий Кузякин из комедии Владимира Меньшова «Любовь и голуби» даже из семьи чуть было не ушел. Но за такого мужчину и побороться не грех – чуткий, воспитанный, принципиальный… Да еще и руки из нужного места растут, не то что у некоторых… Актер так убедительно сыграл своих героев, что его поклонницы были уверены: сам Михайлов в жизни точно такой же. И самое интересное, что это правда!
5 октября Александру Яковлевичу исполняется 70 лет. Он полон творческих сил и планов. Ну, а тем, для кого он был и остается «мужчиной мечты», сообщаем: Михайлов счастлив в браке с женой Оксаной, с которой они воспитывают 12-летнюю дочь Акилину. Накануне юбилея мы встретились с Александром Яковлевичем, чтобы вместе вспомнить самые яркие эпизоды интереснейшей биографии любимого актера.
Деревня
Александр Михайлов никогда не стеснялся своего сельского происхождения. Более того — именно это помогло ему создать яркие образы в кино и театре.
Будущий народный артист России родился в небольшом поселке под названием Оловянная в Оловяннинском районе Читинской области, сейчас это – Забайкальский край.
— Туда мои предки, староверы, пришли жить из центральной России, когда на старообрядцев начались гонения, – рассказывает актер. – Тогда многие, кто не хотел менять своих взглядов, уходили в лес, в тайгу. В этом поселке родилась мама, там на свет появился и я, там же мама зарыла и мою пуповину…
Детство Михайлова прошло в другом поселке — в Цугульском Дацане.
— Это был типичный для того времени бурятский поселок, – вспоминает Александр Яковлевич. – Место наше было одним из самых певучих в Забайкалье. В этом селе не раз снимались музыкальные телепередачи. Там и сейчас молодежь поет! В школах, например, дети не бегают с криками, а собираются в классах и занимаются распевками – без шуток! Село и мне привило любовь к пению – стройному, мелодичному. В кино и на сцене я пою только благодаря тому, что вырос именно в этом месте, хотя музыкальной грамотой не владею. В Забайкалье, в родные места, я обязательно приезжаю каждое лето …
Мама
Любила петь и мама Александра Михайлова – Степанида Наумовна. Растила она его одна, в тяжелейших условиях. В голодные послевоенные годы по нелепой случайности у семьи сгорел дом, и ей вместе с маленьким Сашей пришлось долго ютиться в сырой землянке.
— Помню, какой бы усталой мама ни приходила с работы — всегда говорила мне: «Саша, давай споем!» — рассказывает Александр Яковлевич. – Брала балалайку, моментально настраивала ее — у мамы был абсолютный слух, хотя музыкальной грамоте она тоже нигде и никогда не училась — и мы с ней пели частушки, народные песни… Чтобы вырастить из меня человека, мама не чуралась никакой черной и тяжелой работы. Она была посудомойкой, прачкой, санитаркой, таскала кирпичи и шпалы. Иногда работала по двадцать часов в сутки. Но, приходя домой, чуть живая, все равно улыбалась! Вот только иногда частушку затягивала жалостливую: «Ой, горькая я! Зачем на свет родилася? Была б стеклянная – упала и разбилася…». Маленьким я не понимал этих слов, а вот теперь часто вспоминаю это «упала и разбилася» — и понимаю: я всем обязан ей – моей маме…
Моряк
С детства он мечтал стать моряком.
— В семь лет я, выросший в степи ребенок, заболел морем, — рассказывает актер. – Я как с ума сошел. И стал моряком. Когда окончил в нашем селе семь классов, уговорил маму переехать во Владивосток — там находилось мореходное училище. Но в мореходку меня не приняли – сказали, что слишком юн. Тогда я пошел в ремесленное училище, выучился на слесаря. И сбежал на корабль, к морякам – работал на дизель-электроходе учеником моториста. После обслуживал холодильные установки — наши электроходы возили с рыболовецких судов на берег пойманную сельдь…
Два года будущий артист ходил по морям — Охотскому, Берингову, Японскому, был даже на Аляске. Но в итоге с флота ему пришлось уйти…
— Случилась трагедия: один из наших кораблей сел на мель и раскололся, погибли 70 моряков, — вспоминает Александр Яковлевич. — Мама думала, что на этом корабле был и я, жутко перепугалась. И когда я вернулся из своего рейса домой, она умоляла меня больше не ходить в море. И я ей пообещал…
С флота Михайлов ушел, но в душе он остался моряком – навсегда.
Театр
До того, как стать артистом, он успел освоить еще две профессии — электромеханика и сварщика.
— Варить у меня получалось неплохо, – с улыбкой вспоминает Александр Яковлевич. – Но и в этой профессии я долго не задержался. Однажды случайно оказался на спектакле студенческого театра Дальневосточного университета – на «Иванов» по Чехову. И мне жутко захотелось самому играть на сцене!..
И когда он увидел объявление о дополнительном наборе на театральный факультет в местный институт культуры — рванул туда.
— В приемной комиссии меня не прогнали — но попросили выучить что-нибудь, хотя бы басню, — рассказывает актер. – Я всю ночь учил. И меня приняли — из сострадания, наверное: читал-то я ужасно…
После института Александр Михайлов был принят в Приморский краевой театр имени Горького. Оттуда его пригласили в Саратовский академический театр, где он потом служил десять лет. И только в 1980 году Михайлов попал в Москву – в театр имени Ермоловой.
Творчество
Как киноактер Александр Михайлов стал известен еще в начале 70-х. В фильме «Это сильнее меня» он сыграл бригадира сварщиков Алексея Углова. Дебют удался… Но самыми любимыми у зрителей стали его герои в фильме Искры Бабич «Мужики!», который вышел в 1981 году, и в картине Владимира Меньшова «Любовь и голуби», которой в этом году исполняется 30 лет.
Трудно поверить, что будущего народного артиста России во время учебы хотели исключить за… профнепригодность.
— Я из тех актеров, которых каждый раз перед выходом к зрителю охватывает сильное волнение, – объясняет Александр Яковлевич. — И для меня это – счастье и большое наслаждение… Я чувствую, что это – мое дело. Сейчас время у нас безобразное. Оно лишено образов – добрых, благородных, вечных. Лишено чувства меры, чувства стыда. Сейчас в почете — поклонение золотому тельцу. Ну а я своим творчеством, как могу, отстаиваю принципы, которые когда-то были ценны в нашей стране. И на них пытаюсь воспитывать и нашу молодежь, и свою дочь.
Наталья Колобова