Жители деревни Соболины Сандовского района горой встали за защиту 57-летней Ангелины Соловьевой, которую осудили на шесть с половиной лет за продажу маковых кустов со своего огорода.
На окраине деревни стоит старый, покосившийся от времени дом. Тут еще недавно жила с двумя сыновьями и пятилетней внучкой 57-летняя Ангелина Петровна Соловьева. В прошлом — доярка, проработавшая на ферме больше 25-ти лет; многодетная мать, в одиночку поднявшая четырех детей! А теперь — осужденная «наркодилерша», как горько шутят местные жители.
На днях Соловьеву признали виновной и приговорили к шести с половиной годам лишения свободы за продажу кустов мака. Наручники на бывшую доярку надели прямо в зале суда — к полному недоумению жителей деревни, которые горой встали на ее защиту. История с «раскрытием преступления» настолько возмутила жителей, что люди позвонили в редакцию «МВ» и рассказали нам о весьма сомнительных методах работы сотрудников наркоконтроля. Мы узнали также о том, что на скамье подсудимых вместе с Соловьевой могли оказаться … еще несколько жителей деревни!
«Покупатели»
Вот что нам рассказали дети Соловьевой и глава местной администрации Надежда Анонен о случившемся. В октябре 2015 года в окошко к Соловьевой постучали. На улице стояли двое мужчин, которые попросили женщину продать им кусты мака, сухие ветки которого торчали на огороде. Хозяйка удивилась: зачем же покупать этот никому не нужный сухостой? «Берите даром — идите на огород, да рвите, сколько угодно!» — сказала она незнакомцам. Но «гости» попросили хозяйку, чтобы она сама нарвала мак. Дескать, им самим жалко пачкать кроссовки.
— И моя мама, добрая душа, сама нарвала мак и отдала им в руки, — говорит сын Соловьевой, Николай. – Затем взяла на руки внучку Танюшу и ушла в дом. Из окна мама увидела, как один из мужчин, уже не боясь испачкаться, идет к нам в огород и рвет мак! Вел он себя по-хозяйски… После ухода странных гостей мама нашла на крыльце смятую купюру в сто рублей…
Перед уходом незнакомцы попросили еще нарвать для них мака. Сказали, за остатками придут в среду. Хозяйка, не чуя беды, выдернула оставшийся сухостой, положила в мешок из-под картошки, кинула на веранду и… забыла. В понедельник, 12 октября, в дом к Соловьевой пришли … двое «электриков». Под видом проверки счетчика они осмотрели весь дом. А в среду к Соловьевой прибыли… сотрудники наркоконтроля.
— Среди них были те самые «электрики», — продолжает Николай. — Они указали на мешок, который мама выбросила на веранду. Этот мак изъяли в присутствии понятых, а в отношении мамы возбудили уголовное дело… Сейчас мама в тюрьме. Она никак не ожидала, что на старости лет станет наркодилером, да еще «в особо крупном размере»!
Обыск
Вместе с Соловьевой на скамье подсудимых вполне могла оказаться еще одна пенсионерка из этой же деревни — 67-летняя Раиса Савчук. Мать-героиня, родившая девять детей, еле ходит, опираясь на палку. Живет Раиса Алексеевна на другом конце деревни, в старом полуразвалившемся доме. В ее огороде также побывали «любители мака». В огород к Савчук двое непрошеных гостей пришли без спросу, напугав хозяйку.
— Я еще спросила: «А что вы делаете у меня на огороде?!» — говорит Раиса Алексеевна. — Один из парней попросил нарвать кусты мака. Говорит, мол, вы сложите мак у себя под крышей, а в среду мы придем и заплатим. Я говорю: «Так бери мак сейчас!», а он говорит: «У меня нет денег». Я не знала, что мак на огородах выращивать нельзя! Испокон века в огородах растет мак, а тза него, оказывается, грозит большой срок!
Да, конечно, кто-то может сказать – незнание закона не освобождает от ответственности. Но пенсионеры, живущие в глухомани, даже не подозревали, что за маковую соломку можно попасть в тюрьму.
… Вскоре в дом Савчук также пожаловали «электрики», под предлогом проверки счетчиков. А через пару дней, в ту же среду, пришли четверо с ордером на обыск дома Раисы Савчук!
— Все вверх дном перевернули, но ничего не нашли, – вспоминает Раиса Алексеевна. — Я накануне огород избавляла от сухостоя, весь мак выдрала и выбросила. После обыска я два дня отлеживалась — было плохо с сердцем… Разве можно так издеваться над пожилыми людьми? Откуда мы, деревенские старики, знаем про наркоманов, про этот мак?..
Мак
Жители деревни нам рассказали, что несколько лет назад точно так же в тюрьму чуть не загремел еще один местный «наркоделец» — 44-летний скотник Александр Черкунов. Он живет с пожилой матерью. К ним в дом также пришли двое, с просьбой продать мак. Подвыпивший хозяин, как и Соловьева, по наивности, предложил «гостям» самими пройти в огород и забрать этого сорняка, сколько им надо. Но «визитеры» настояли на том, что мак они купят.
— И наш Александр, вот уж святая простота, продал мак, — вспоминает Надежда Анонен. — И дело возбудили, и суд был. Слава Богу, не посадили! Теперь, если он мак на огороде увидит — тут же вырывает. Да разве можно избавиться от этого растения на огородах? Мак растет самосевом везде — как сорняк…
Что правда, то правда: мак на огороде извести полностью практически невозможно, о чем знает каждый житель деревни. И местная наркополиция, по всей видимости, это знает тоже…
Но мало кто из деревенских жителей знает, что за выращивание мака (точнее, за «культивирование растений, содержащих наркотические средства и психотропные вещества») можно получить реальный срок по 231-й статье Уголовного Кодекса РФ. А мак растет везде. Даже у входа в здание поселковой администрации корреспонденты «МВ» заприметили пару кустиков этого растения. Что ж, теперь надо посадить в тюрьму всю деревню?
— У меня на огороде мак растет, как сорняк, — говорит глава администрации Надежда Николаевна. – Конечно, выдергиваю, но полностью мак не выполоть!
— Почти у каждого на участке растет мак! — подтверждает местный предприниматель Абдула Пулатов. – К нам на участок зайдут люди, возьмут мак и что? Нас тоже посадят, как и нашу соседку? Так нужно понимать работу наркополиции?
Методы
Так неужели у сотрудников наркополиции нет настоящих, реальных дел? Неужели надо «брать с поличным» и сажать в тюрьму нищих деревенских пенсионеров, которые по своей наивности попадаются на крючок «покупателей мака»? Невольно создается такое впечатление, что вместо того, чтобы пресекать преступления такого рода, наркополиция, провоцирует людей на их совершение. Настолько нужны галочки по раскрытию преступлений? Честно говоря, читая материалы дела, становится смешно… После закупки мака, один из «наркоманов» внезапно с ужасом осознал свою вину и… прямиком отправился в Бежецкий отдел наркополиции, где написал чистосердечное признание… Шито это все, конечно, белыми нитками. Да и сами методы работы навевают мысли об аморальности…
Нам было интересно узнать мнение руководителя Бежецкого отдела наркополиции Дмитрия Мормылева. Однако беседовать с корреспондентами «МВ» он не стал.
— У нас есть строгое указание: все комментарий журналистам давать по согласованию с руководством Управления ФСКН по Тверской области, — заявил Дмитрий Мормылев. – Так что я рекомендую связаться с официальным представителем нашего ведомства…
Мы позвонили пресс-секретарю Управления ФСКН по Тверской области. Разговор вышел короткий. Мол, суд женщину признал виновной, и свою вину она признала. Стало быть, и вопросов быть не может…
Но вопросы есть у односельчан осужденной пенсионерки.
— Я убеждена, что Соловьева не виновна, — говорит глава местной администрации Нина Анонен. – Всей деревней мы составили ходатайство, под которым подставили подписи 72 человека. Все жители нашей деревни встали на защиту несчастной женщины! Потому что на ее месте мог оказаться каждый из нас. У многих на огородах можно найти кусты мака. Так что же теперь каждого сажать?..
Осужденная
28 марта Сандовский суд огласил приговор. Ангелину Соловьеву признали виновной по двум эпизодам второй части 228-й статьи УК РФ и приговорили к шести с половиной годам лишения свободы. Услышав приговор, женщина расплакалась…
— Мама до последнего верила, что ее оправдают, — говорит Николай Соловьев. — Ну какой из нее наркодилер? По наивности отдала этим парням проклятый мак…
В доме Ангелины Петровны живут теперь двое ее сыновей: 20-летний Николай и 34-летний Михаил. Михаил один растит дочку – 5-летнюю Танечку. Еще недавно Ангелина Петровна была для внучки и бабушкой, и мамой. А сейчас старший сын ломает голову: кого ему оставить с ребенком, пока он на работе? О любимой бабушке скучает и пятилетняя Таня. Девочке пришлось сказать, что бабушка «лежит в больнице». И домой вернется не скоро. Ну не говорить же ребенку страшную правду?
— Мама выйдет из тюрьмы в 63 года, — говорит Михаил. – И то, если доживет. Профессия доярки дала о себе знать: болят и руки, и ноги… А перед оглашением приговора она высказывала мысли о самоубийстве…
Светлана Алексеева