Владельцы дачных участков, одного из кооперативов под Тверью, оказались отрезанными от воды. В буквальном смысле.
Уж как давно твердили миру… И как давно прокуратуры различных уровней выносили постановления (а суды их поддерживали): никто не имеет права лишать граждан доступа к водоемам. И сносили незаконные заграждения, и кирпичные стенки, а иногда и жилые постройки. Но воз и ныне там. “Огораживание” берегов рек стало в Тверской области массовым явлением. Очередными жертвами беспредела стали владельцы участков дачного кооператива “Аграрник” в деревне Изворотень Калининского района.
Кооператив создан еще в 1987 году, в нем около восьмидесяти дачных владений, по площади отнюдь не латифундии. Вышел к речке, искупался (пляж там, говорят, был исключительный) и – вперед, полоть картошку-морковку. Главное, что привлекало людей: Тверца в двухстах метрах, и сосновый бор рядом…
Построили…
Проблемы у дачников “Аграрника” начались пять лет назад. Полосу земли, отделявшую кооператив от берега реки, выкупило некое новое товарищество под названием “Солнечный берег”. И это, несмотря на то, что еще в 1998 году “Аграрник” взял в аренду эти земли сроком на двадцать лет. Не под застройку, а под огороды.
Маленькое отступление. Документы на аренду были оформлены по всем правилам. Но вот ведь незадача! В архиве администрации Калининского района они… “не обнаружены”.
Строить там по закону вообще ничего нельзя. Во-первых, природоохранная зона реки Тверца в данном случае составляет 200 метров — это нам подтвердили в Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре. Во-вторых, там проходит линия электропередач. Соответственно, “полоса отчуждения”: двадцать метров от линии в одну сторону, и двадцать в другую. Какое там может быть строительство? Но, построили. А дальше пошло еще веселее. Рассказывает один из участников инициативной группы дачников “Агрария” Владимир Попов:
— Мы поначалу даже не очень возмутились, что будет застраиваться “первая линия” перед берегом Тверцы. Тем более, что застройку производил “Мостотряд-19” предприятие в городе уважаемое. И тогдашнее его руководство гарантировало нам свободный выход к реке, дескать, “поставим ограждения, калитки с кодовыми замками – ходить будут только свои, и вам, и нам спокойно”. На деле все получилось совершенно по-иному…
Забор
Теперь дачники вообще не имеют доступа к реке. В прямом смысле. И иначе, чем “фортификационным сооружением”, забор, поставленный новыми “хозяевами” прибрежной полосы, и не назвать.
Означенный забор стоит в нескольких метрах от среза воды. Первоначально обещанные проходы к реке так обещаниями и остались. Нет, калитки пропуска есть. Только вот они наглухо заварены. Хочешь искупаться — ради бога. Иди, примерно, километр по кооперативу, потом еще почти столько же вдоль его границы, и – наслаждайся… камышами, водорослями, пиявками, и прочей “экзотикой”. Люди пытались соорудить на выделенном им месте купальню, но получилось достаточно убого…
Как говорит дачница Нина Васильевна Яременко, договориться с “соседями” пытались много раз.
— Представляете, они даже требовали, чтобы мы соблюдали “дресс-код”. То есть, не ходить в купальниках, и прочей “вызывающей одежде”. Мне, что, паранджу надеть? И обозначили нам время для купания: до девяти вечера и не позднее. Да на каком основании?! Река, что, их?
Председатель дачного кооператива “Аграрник” Нина Ивановна Гусева пытается разрешить ситуацию:
— Мы работаем с администрацией Михайловского сельского поселения, Калининского района, к которому принадлежит наш дачный кооператив. Понимание там есть. Сейчас идет подготовка документов, на передачу дороги, идущей вдоль берега, Михайловскому сельскому поселению. В этом случае, у власти будет реальный повод “укоротить” наших “соседей”. Мы ждем ответа. Пока же, вы сами видите, сколько здесь собралось людей. И нам не нужно каких-то привилегий. Мы просто хотим пользоваться своим законным правом – получить беспрепятственный доступ к реке. Без заборов и калиток!
Вопросы
Напоследок дачники задали нам четыре вопроса, которые хотели бы довести до сведения, районной и областной власти. По пунктам:
— Куда смотрела служба государственной регистрации и картографии в 2012 году, когда утверждался план поселка “Солнечный берег”, где не было предусмотрено ни единого прохода к реке?
— Куда смотрела природоохранная прокуратура (в лице ее тогдашнего начальника, г-на Айкерекова), давая разрешение на строительство коттеджей в природоохранной зоне? В большинстве из них канализационные стоки сливаются прямо в Тверцу!
— Как администрация Михайловского сельского поселения, могла дать разрешение на продажу в частную собственность дороги, ведущей вдоль берега Тверцы? При том, что там расположена ЛЭП? Сейчас к этому участку линии подъезда нет.
— Каким образом, разрешение на строительство домов в “Солнечном береге” было подписано пожарными?
Действительно, на протяжении почти полутора километров к Тверце нет “пожарных съездов”. То есть, тех мест, где в случае возникновения пожара, машины МЧС могли бы набирать воду. А между тем, три года назад, в сосновом лесу, напротив “Аграрника”, бушевал лесной пожар. И пожарные машины одна за другой носились к реке за очередной партией воды. Но сейчас у них этого не получится. Частная собственность, проезд запрещен…
О сложившейся ситуации мы сообщили в Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру. О ситуации уже доложено высшему руководству ведомства. Решение, как нас уверили, будет принято незамедлительно. Вот только не полыхнет ли раньше?
А закончить наше повествование хочется словами из старой бардовской песни: “Зачем человеку заборы? Заборы мешают людям. Я верю, что очень скоро заборов у нас не будет!”
Николай Тарасов