Приведем в порядок воинские захоронения!
Через два месяца, 16 декабря, будет отмечаться 75-летие со Дня освобождения Калинина от немецко-фашистских захватчиков. К этой славной дате редакция «МВ» проводит акцию «Чтобы помнили».
Уважаемые читатели, посмотрите, в каком состоянии находятся воинские захоронения в вашем районе, и напишите нам. Если требуется помощь по приведению захоронения в надлежащий порядок, мы проинформируем об этом местные органы власти. Надеемся, что руководство областного правительства поддержит нашу общую инициативу.
Предлагаем вашему вниманию письмо нашей постоянной читательницы Людмилы Львовой из села Толмачи Лихославльского района, в котором она рассказывает о том, как люди сами, на свои деньги, установили мемориал на месте воинского захоронения.
«Уважаемый Дмитрий Валентинович!
Я, Львова Людмила Ивановна (по папе Шишкова Люда) обращаюсь к Вам то ли с заметкой, то ли с душевной болью, так как не знаю, в чьи двери стучаться после прочитанной в Вашей газете статьи «А под мусором – косточки павших солдат» (№16 (560) от 29 апреля 2015 г.). Я осталась без отца 10-месячным ребенком на руках 29-летней матери. Нас было трое: Аня – 1935 г.рождения, Лида – 1937 г.р и я. Об отце я знаю только по словам мамы: был очень трудолюбивым, начал строить дом в дер.Павлово бывшего Новокарельского р-на. Дом остался с крышей, покрытой ветками хвои, достраивала всё мама, она была и мамой, и папой, замуж больше не выходила, растила только нас и усердно ждала до 1943 года возвращения мужа, но похоронка оповестила нас, что он без вести пропавший. И я, прожив 75 лет, никогда не высказала слово «папа».
Жилось нам очень трудно, маму не видели дома, чтобы с ней посидеть рядом, так как колхозная ферма и полевые работы были почти круглосуточными, меня нянчили старшие. Очень рано мы познали труд, даже непосильный. Я с 7 лет пасла колхозных свиней, грузила на телегу турнепс на корм свиньям, а с 8 лет уже начала косить траву. Знаю только, что старшая сестра разыскивала отца в течение 5 лет, и на все ее письма приходил ответ: «Не найден, не числится». А теперь я круглая сирота, похоронила маму уже 23 года назад, ушла она в 82-летнем возрасте, ушли из жизни сестры. Я имею своих 3 детей, 8 внуков и 4 правнуков.
Я пишу Вам с очень большой болью в душе. Как это так: прошло 70 лет, и захоронение не зарегистрировано? Кто за это должен быть в ответе? Мы разыскивали отца, где только подсказывали люди. Может, он лежит здесь, на родной земле? И вот дело сдвинулось с мертвой точки, возможно, все-таки будут заниматься поисковики этим захоронением. Буду ежедневно ждать, возможно, и мне придет весточка.
Мы, дети лихолетья, создали инициативную группу и решили поставить мемориал в селе Толмачи Лихославльского р-на, где мы проживаем, ведь у нас 1500 человек погибших, и из них 600 человек без вести пропавшие. Начали со сбора денег с населения по деревням поселкового Совета. Народ отозвался активно, потом поддержали депутаты, выделив свои суммы. Мемориал поставлен в течение 2 месяцев в 2013 году. Мы, пожилые люди, много сил положили по разброске песка и гравия, таская ведрами, было очень много народу на открытии мемориала 22 июня 2013 года. Теперь люди приходят к мемориалу, приносят цветы и думают: «Может, где-то и мои лежат, так же обихоженные». Я высылаю Вам фото с нашим мемориалом…»
Дорогие читатели, мы ждем и ваших писем!