Что таится в недрах старой свалки под Тверью – неизвестно. Как ее рекультивировать — непонятно
Центральный районный суд Твери постановил: рекультивировать старую свалку на тринадцатом километре Бежецкого шоссе. И возложил ответственность за работы на тверское спецавтохозяйство. Дескать, вы эту гору мусора навезли, вам и убирать. Вопрос только: как?
В Тверской межрайонной природоохранной прокуратуре нам прокомментировали это решение суда. Вот что сообщил заместитель Тверского природоохранного прокурора Роман Нестеренко:
— Я не эколог и не могу оценить, насколько проект рекультивации отвечает местным требованиям. К тому же, никакого проекта пока и нет. И наше главное требование к САХу составить его. Подчеркну, что прежде чем начнутся работы, будет проведена государственная экологическая экспертиза. Она покажет, насколько опасна свалка для окружающей природы. Что же касается решения суда возложить на САХ ответственность за рекультивацию, то по закону здесь все правильно. Организация собирала деньги за вывоз отходов, соответственно она и должна провести все необходимые работы. Отсутствие средств не освобождает от исполнения обязанностей…
Опасность
С тем, что эту гору мусора, высотой с девятиэтажный дом, давно пора ликвидировать, никто не спорит. Дело в другом. Нет пока надежных технологий. Таких, которые позволили бы гарантировать, что после рекультивации ущерб для природы будет сведен к минимуму. А методика, которая применяется и которую планируют использовать в Твери, стоит очень дорого.
Это метод с применением георешетки. Он очень сложен и требует огромных затрат труда. Такая рекультивация продолжается несколько лет. В идеале на месте прежней свалки должен появится поросший деревьями холм.
Но можно ли использовать подобную технологию в случае с нашей печально прославленной свалкой по Бежецкому шоссе?
Дело в том, полигоном твердых БЫТОВЫХ отходов она может считаться лишь условно. В последние годы, во всяком случае по официальной информации, туда действительно вывозились только бытовые отходы. Но вот в 80-е и 90-е годы…
Автор сам прекрасно помнит груды ртутных ламп, наваленных как попало и отчасти уже разбитых. Мешки и ржавые бочки с какими-то химикатами. Много чего еще там было свалено. И вся эта дрянь никуда не делась. Ушла вглубь свалки, где благополучно пребывает и по сей день. Какие химические реакции там происходят, какая отрава при этом выделяется? Ничего определенного никто сказать не может. И описанный выше метод рекультивации не дает никакой защиты от вероятного химзагрязнения. Это уже доказано на примере полигона под Владивостоком. Там сброс отходов в водоемы продолжается и после рекультивации.
А стоимость? Это же десятки миллионов рублей. Может и больше. Откуда в Твери, в ситуации жесточайшего финансового дефицита, взять такие деньги? И как вообще тверской САХ, организация, по сути, лежащая на боку, способен справиться с такой монументальной задачей?
Деньги
Руководство тверского спецавтохозяйства от беседы с нами уклонилось. Но как удалось выяснить, коммунальщики планируют оспаривать решение суда. У САХа нет не только средств на такие масштабные работы, но и технической возможности их провести.
Вот что думает по этому поводу депутат Тверской городской Думы Алексей Арсеньев:
— Проекта рекультивации пока нет. И только после того как его представят нам, мы решим, безопасен ли он для окружающей среды. А вот расходы по его реализации действительно лягут на местный бюджет. Даже если вопрос утилизации отходов передадут на областной уровень, город должен будет принимать участие в процессе рекультивации — это наша свалка. Кстати, мы можем претендовать и на участие в федеральных программах по утилизации отходов.
Что касается решения возложить весь груз работ на САХ… С точки зрения суда так и должно быть. Деньги за вывоз мусора собирал САХ. И в тариф на вывоз мусора должна быть заложена сумма на рекультивацию. Другое дело, что все мы понимаем: часть этих денег съела инфляция, другая ушла на поддержание живучести предприятия. И у спецавтохозяйства действительно нет средств.
— Конечно, город не собирается бросать САХ на произвол судьбы. При перераспределении средств депутаты уже выделили спецавтохозяйству 4,8 миллиона рублей на компенсацию расходов. Будем делать это и впредь. Естественно, деньги будут расходоваться под нашим жестким контролем, — заверил Алексей Борисович.
Проблема
Есть закон, но есть и элементарная логика. Суд действительно может принять решение, руководствуясь только буквой закона. Но так ведь можно принять вообще любое решение. Например, возвести в центре Твери Вавилонскую башню. И оно тоже будет законно. Вот только где взять деньги на его исполнение?
Интересно напомнить, что старые свалки в Твери вообще никогда не рекультивировались. В Боровлево, например, одна из старых городских свалок, действовавшая в 60-е годы прошлого века, располагается прямо под окнами жилых многоэтажек в виде огромного кургана. Что туда сваливали – неизвестно. Где взять деньги, чтобы и там навести порядок? А сразу за окружной дорогой – еще одна бывшая свалка эпохи 70-х…
Вывод можно сделать только один. Рекультивация свалки на Бежецком шоссе действительно должна быть проведена. Но при этом нужно учитывать и реальные возможности организации, которой это поручено, и возможности муниципалитета. Потянем ли мы дорогой проект? Так или иначе, выход должен быть найден. Иначе еще десятилетия смердящая свалка будет отравлять жизнь всего города.
Николай Тарасов