При нынешнем удручающем состоянии исторической части Твери вряд ли можно говорить о какой-то туристической привлекательности столицы Верхневолжья
«Тверь вошла в 25 самых популярных городов для путешествий по России в 2017 году» — сообщает пресс-служба правительства Тверской области. А еще, развитие «сферы гостеприимства в Твери», одна из первоочередных задач, более того, «серьезный инструмент экономического роста».
Здорово. Развитие туризма реально поможет увеличить количество рабочих мест, будет способствовать развитию мелкого и среднего бизнеса и так далее. Кто ж с этим спорит? Но есть один вопрос: чем конкретно Тверь и область собираются привлекать туристов? Проще говоря, есть ли у нас товар, который не стыдно показать лицом?
То, что Тверь город древний, еще ни о чем не говорит. Это не Рим и не Афины, где о памятниках старины заботились, по крайней мере, последнюю пару веков. У нас такой заботы о памятниках никогда, по большому счету, и не было. Вот и пришел наш город к парадоксальной ситуации. Вроде и не моложе Москвы, а показать гостям нечего. В прямом смысле.
Стыдно…
От средневековой Твери не осталось вообще ничего. Разве что церковь Белой Троицы ХVI века. Зато в нашем городе сохранилось множество зданий постройки ХVIII-XIX веков. И среди них настоящие жемчужины, творения известнейших архитекторов своего времени: набережная Волги, ныне носящая имя Степана Разина – детище архитектора Козакова; Императорский Путевой дворец (архитекторы Никитин и Росси); гостиница Гальяни, к проекту которой тоже приложил руку Росси, и она была лучшей в Твери позапрошлого века. Масса «купеческих улиц», с добротными каменными домами на мощных подклетах из белого старицкого известняка… Но, увы, по большей части такие памятники архитектуры либо перестроены до неузнаваемости в новейшие времена, либо выглядит так, что не то что показывать гостям – самим смотреть неудобно…Такого же мнения, кстати, придерживаются и тверичи. «Нам стыдно за наши дома», — так говорят многие наши читатели, живущие в исторической части города.
Дворец
Вроде бы есть и приятное исключение – Императорский Путевой дворец. Его реставрация продолжалась много лет, и теперь он наконец-то обрел прежний вид. Радует глаз и внутри, и снаружи. Только вот снаружи его надо исхитриться увидеть.
Прямо напротив парадного входа дворца идет стройка. После долгих дискуссий решено все-таки восстановить собор Тверского Спаса. Спорить о целесообразности этого шага в наши намерения не входит. Но о негативных сторонах такого решения не сказать нельзя.
Если коротко, то стройка загораживает весь свежеотреставрированный фасад дворца. Сколько она продлится – неизвестно. Может год, а может, десять. И что, все это время дворец нельзя будет не только увидеть, к нему, как и сейчас, нельзя будет даже подъехать? К тому же, положа руку на сердце, стоит ли «заслонять» подлинный шедевр откровенным новоделом? Сомнительно.
Разруха
Рядом – набережная Степана Разина. Ее выходящая на Волгу «единая фасада» представляет собой зрелище, по большей части, неприглядное. Лишь у немногих расположенных там домов (значительная часть которых – постройки второй половины XVIII – первой половины XIX века) фасады приведены в надлежащий вид. Остальные… Облезшая краска и облупленная штукатурка, разрушающаяся кладка, просевшие фундаменты и трещины. Усадьба Хозинского (дом 22/39) разваливается в самом буквальном смысле слова. Дом №3, сейчас там расположено Управление Минюста РФ, выглядит так, как будто его долго и старательно обстреливали… И так далее, и так далее.
А знаменитое тверское «Ласточкино гнездо»? Дом на улице Салтыкова Щедрина с уникальным внешним обликом, напоминающим средневековые замки? От него осталась только облупленная коробка, на верхушке которой чудом держатся шпили-башенки. Зданий, построенных в этом стиле (он еще называется «лубочный») в России сохранилось еще только два — в Москве.
Позор
Архитектурное богатство Твери не ограничивается зданиями «дореволюционных» времен. Точнее не ограничивалось. В совершенно непотребном виде пребывает «Дом Ворошиловских стрелков» (общежитие Военной академии ВКО имени Г.К. Жукова) проекта архитектора Анферова. А ведь он в самом центре, на той же набережной Степана Разина, рядом с Новым волжским мостом. Кстати лестницы, ведущие на мост с набережной, дышат на ладан. Между тем именно по ним проходят все пешеходные туристические маршруты по центру Твери.
Нельзя умолчать и о печальной участи здания Тверского речного вокзала, «речных ворот» города. Это здание, построенное в 1938 году, по проектам архитекторов Гаврилова и Райского – первое, что видят туристы, прибывающие в наш город на теплоходах. Лучше бы они этого не видели… Это красивейшее уникальное здание, пребывающее в ужасающем состоянии – позор Твери! Между прочим, в путеводителях ее обозначают, как одну из «визитных карточек» города…
Область
Ситуация с «туристическими достопримечательностями» в Твери типична и для других исторических городов Тверской области. Фактически ничего не осталось от «Тверской Венеции» — Вышнего Волочка. Там процесс разрушения исторических зданий можно считать завершенным. То же самое – Старица, некогда славная «купеческой архитектурой». Единственная достопримечательность этого города, которая выглядит презентабельно – Свято-Успенский монастырь XVI века. Но, увы, и он в значительной части – «новодел». Все же остальное…
Кашин, Кимры, Калязин… Единственное светлое пятно – древний Торжок, где сумели сохранить множество исторических зданий XVI – XIX веков. Но Торжок имеет статус исторического поселения федерального значения, а это уже разговор отдельный. Совсем другие правила, и совсем другие деньги.
В развалинах пребывает и большая часть старинных дворянских усадеб Тверской области: Дубровка, Митино, Братково, Раек. Единственное, что сейчас можно показывать там туристам – красивую, и, к счастью почти нетронутую природу. От былых шедевров «крепостного зодчества» практически ничего не осталось.
Вопрос
Печальный перечень можно продолжать долго. И возникает вопрос: что мы, собственно, собираемся показать туристам? Природные красоты? Да, не все еще в Тверской области загажено, красивейших районов пока много. Но этого недостаточно. И не только потому, что исторические памятники нашего края представляют собой зрелище убогое. В Тверской области практически отсутствует туристическая инфраструктура. Начиная с дорог и заканчивая гостиницами. Последние, в большинстве своем, стоят по уровню сервиса на отметке «ноль звезд с удобствами во дворе». Ночь худо-бедно переночевать можно. Но второй раз приехать точно не захочется. Про общепит и говорить нечего. Если в Твери еще можно найти заведения, приемлемые по качеству обслуживания и уровню цен, то про уездные города говорить не приходиться. Лучше уж брать с собой бутерброды и кипятильник, как в старые добрые времена…
Вопрос, обозначенный выше, назрел. И мы хотим получить на него официальный, причем внятный, ответ от областной власти. Для чего и направили соответствующую бумагу в министерство туризма Тверской области. Как нас заверили: «Ваш запрос будет внимательно рассмотрен». Сам министр туризма господин Егоров И.И. так и сказал.
Что ж, посмотрим. На своем посту Иван Игоревич уже показал себя человеком знающим. Может, и получится у него ответить. Ждем.
Николай Тарасов