Дорогие друзья! Это интервью было запланировано для публикации в городской газете «Вся Тверь». Однако власти города посчитали его крамольным и недопустимым для широкого освещения. Одним словом, печатать это интервью в официальной газете города Твери было категорически запрещено. Глава Твери Алексей Огоньков высказал мысль, что «такое интервью пусть Фадеев публикует в своей газете». Мы решили прислушаться к пожеланию главы областного центра и вынести это интервью на суд читателей. Хотим сразу оговориться, что, на наш взгляд, ничего крамольного и предосудительного в этой откровенной беседе не звучит, и печатаем мы ее без всяких купюр.
Редакция «МВ»
Однажды мы разговаривали с депутатом Тверской городской Думы Дмитрием Фадеевым на улице неподалеку от редакции газеты «Местное время», которую он возглавляет. Проходившая в это время рядом пожилая женщина, вдруг узнав моего собеседника, остановилась и поприветствовала его.
— Как ваше здоровье? – спросил у нее Фадеев.
— Спасибо вам за все! Если бы не вы…
Из дальнейших ее слов я понял, что не так давно женщине нужно было срочно делать сложную операцию, проходить особый курс лечения. Нетрудно представить, сколько разных порогов всяческих инстанций обила пенсионерка, пока не обратилась к Фадееву. И тот помог. Операцию женщине сделали, курс лечения она прошла.
— Если бы вы не помогли, пропала бы, – сказала пенсионерка. — Дай Бог вам здоровья, Дмитрий Валентинович! И вам тоже! — Тут она улыбнулась и мне, совершенно незнакомому ей человеку, и пошла дальше по своим хлопотам.
Я смотрел уходящей пожилой женщине в спину и думал, что никакие официальные рапорты о депутатских успехах и достижениях не скажут лучше, чем только что сказала эта случайная прохожая…
И интервью с Фадеевым я начал, вспомнив этот недавний разговор.
— Получается, что вы жителям Твери помогаете, не только исполняя депутатские обязанности, но и, так сказать, в частном порядке?
— Я стараюсь по возможности помогать конкретным людям. И в таких случаях я действую не столько как депутат, а просто по-человечески, используя личные связи. Всегда стараюсь помочь решить конкретную проблему человека, если у меня есть такая возможность.
— Люди оказали вам доверие – избрали в городскую Думу уже во второй раз. Вы состоите в постоянном комитете по бюджету и налогам и постоянном комитете по вопросам развития городской инфраструктуры. Какие отношения сложились у вас с коллегами, депутатами нынешнего созыва?
— Отношения с коллегами нормальные, деловые. Но при этом мое мнение далеко не всегда совпадает с мнением многих депутатов. Иногда даже большинства. Ведь что греха таить: бывает, и некоторые депутаты, и некоторые работники городской администрации путают свое социальное предназначение. Они считают, что аппарат, бюджет важнее людей. А ведь и аппарат, и бюджет должны работать ради людей, ради конкретного человека. И если мы принимаем бюджет, то должны принимать его не «под какие-то предприятия» и чьи-то интересы, а чтобы он отвечал интересам граждан. То есть дорогу надо делать там, где она действительно нужна жителям, а не там, где ее кому-то удобно делать или ремонтировать. И это относится и к другим сферам.
— Почему такое бывает?
— У нас немало депутатов из числа руководителей муниципальных предприятий, они напрямую подчиняются главе города и голосовать против некоторых решений просто не могут. Даже если они и не согласны в душе, а голосовать «за» им все равно приходится. Понять их можно, но возникает вопрос – а зачем такие люди шли в депутаты?
— По многим вопросам так идет голосование?
— Вот один из последних примеров: мы давали дотацию на выплату зарплаты работникам МУП ПАТП, и не придумали ничего лучше, чем взять для этого внебюджетные деньги наших учителей. Учителя работали, проводили дополнительные занятия, кружки, факультативы вели, а у них отняли эти деньги и выплатили зарплату другим работникам. А ведь можно было не брать эти учительские деньги, а сэкономить средства на других статьях. Например, на дорожных работах, на благоустройстве. Так раньше и делалось, и никто этого даже не замечал, потому что это практически никак не сказывалось на благоустройстве. То есть можно было найти другие источники, а не забирать у учителей, ведь они и так получают крохи.
— А как складываются отношения с администрацией города?
— Главой города стал глава администрации, многие функции Думы перенесли туда. Считаю, что нужно срочно возвращать часть этих функций обратно. Например, в Думе должен быть отдел международных отношений. Ведь мы теряем побратимские связи. После бездарно проведенного Дня города иностранные гости, те же немцы, финны, французы сказали, что не хотят иметь дела с такими организаторами, и общение можно вести только на уровне области. Таким образом, город остается в стороне, что неправильно. На депутатском уровне не всегда удается найти контакты с исполнительной властью города и часто вместо того, чтобы совместно работать, приходится бороться. Так на моем округе мы боремся за сохранение мини-рынка на Соминке, боремся за возможность проводить ярмарки ежедневные, социальные в поселке Литвинки, боремся против застройки парковой зоны по берегу речки Соминки. Но для меня путь только один – отстаивать интересы жителей. И на округе, и в целом, всех жителей города.
Депутатам Думы нужна боевитость, больше полномочий, а нас переключают на решение, хотя и важных, но зачастую все-таки технических вопросов. А главные вопросы как бы отходят на второй план. Потому и возникают конфликтные моменты при принятии бюджета. Одни статьи бюджета почему-то очень лоббируются, а другие – будто и не важны. Например, образование год от года получает все меньше, а благоустройство все больше. При этом еще лет пять назад у нас был МУП «Горзеленстрой», он давал миллионы прибыли, а став бюджетным, несет убытки. Мы передаем в региональный, федеральный бюджет по каким-то непонятным причинам хорошие здания «за спасибо». Ресторан «Оснабрюк», здание универмага «Тверь», в народе «Бастилия», базу отдыха. А ведь такие подарки на десятки, а то и на сотни миллионов рублей нельзя делать за счет жителей. Сейчас речь идет о передаче Дома быта на Вагжанова. Но мы будем за него бороться, и я считаю, что на эту проблему должны обратить пристальное внимание правоохранительные органы.
— Сейчас в обществе развернулась дискуссия по поводу возможного переименования площади Советской и улицы Володарского. Как вы относитесь к таким вопросам?
— К таким вопросам нужно относиться очень деликатно. Целые поколения людей выросли, когда улицы так назывались. Это определенные пласты истории. Хорошие ли, плохие ли, но это наша история. Переименование Советской площади возможно, но все равно к таким вопросам нужно подходить очень взвешенно, решения должны быть точечными. Вот за улицу Володарского взялись, хотят дать имя Дементьева…. Да, он наш земляк, но что он сделал для нашего города? Никто не может ответить конкретно на этот вопрос. Обычно люди, которые достигают известности, помогают городу, занимаются благотворительностью, способствуют его развитию… Я был хорошо знаком с Дементьевым, находился, можно сказать, в дружеских отношениях, но какие дела для города он делал? В последние годы из казны области и города тянулись безумные деньги: на гимн Твери ушло порядка двух миллионов, и этот гимн нигде не исполняется. На Дом поэзии – 80 миллионов, а кому он нужен? Там за последние три года сменилось человек шестнадцать директоров. Я понимаю, если бы Андрей Дмитриевич построил бы Дом поэзии и оставил бы его в дар городу. Тогда – да. И поэт он, на мой взгляд, не выдающийся, а средний.
Так что к вопросам переименования улиц нужно подходить очень деликатно.
— Какие проблемы города вы считаете наиболее острыми?
— Таких немало. Например, я считаю, что у нас жуткие проблемы с городским транспортом. Развалили трамвай, развалили троллейбус. А сколько тратили денег на исследование пассажиропотоков, прочее? Но воз и ныне там. Многие маршрутки работают полузаконно, за рулем — гастарбайтеры с купленными правами… Льготников стараются не обслуживать, налоги в казну не платят. У нас нет четкой единой схемы движения городского транспорта. А анархия приводит к многочисленным ДТП. Трагедия, которая произошла на Старицком шоссе с участием междугородней маршрутки – тому подтверждение. Что тому виной? Самое главное, что чиновник не заинтересован в развитии муниципального транспорта. Потому что это расходы, это ответственность, это лишняя нагрузка. А с частными маршрутками все шоколадно. Делать ничего не нужно, вкладываться не нужно, отвечать не нужно.
А ведь опыт успешного развития муниципального транспорта есть не только за рубежом, но и в нашей стране. В Казани, в Воронеже отказались от маршруток. Там работает муниципальный транспорт, в Казани электронное расписание движения, остановки там теплые. Трамвайное движение развивается везде, а у нас рельсы снимают. Вся страна развивается, а у нас каменный век. В нашем побратиме Бензансоне не было трамваев, но три года назад там запустили три маршрута. Они поставили современные рельсы, закупили современные трамваи, и они носятся по всему городу, один за другим. И все довольны. В Волгограде трамвай, как метро, там длина трамвайного маршрута 110 километров. Там тоже пробки, и проехать на трамвае из конца в конец получается в два раза быстрее, чем на автомобиле.
— Многие транспортные вопросы в Твери можно решить, построив Западный мост через Волгу. Есть ли подвижки в решении этого вопроса?
— Этот вопрос в последнее время начал решаться. Причем решаться исключительно благодаря губернатору. Появилась наконец надежда, что мост будет построен – все к тому идет.
— Еще какие проблемы города требуют безотлагательного решения?
— Износ коммуникаций, труб отопления очень большой. Еще одна насущная проблема – ливневая канализация — при каждом дожде город затапливает. Остро стоят проблемы школ. Говорят о ликвидации второй смены в школах, а у нас в некоторых школах готовы уже в три смены работать. Проблема с яслями – ясельных групп не хватает. Если раньше детей отдавали в детские сады с двух лет, а в советские годы – с полутора лет, то сейчас — с трех лет. Что делать молодой семье, если нет бабушки и дедушки? На пособие не проживешь, и ребенка не пристроишь. Проблема обманутых дольщиков до конца не решена в городе. Тяжелейшее состояние медицины – получить реальную качественную медицинскую помощь в городе очень непросто, разве только в областной клинической больнице. И на фоне таких проблем переименование улиц, требующее тоже вложений, кажется странным.
— А на округе какую работу нужно проводить в первую очередь?
— Отстоять мини-рынок на Соминке. Такой же мини-рынок нужен и в Литвинках. Нужны объекты соцкультбыта, нет стадионов. Школе № 34 нужен стадион. У нас нет поликлиники, точнее сказать, она есть, но там принимают только два врача общей практики вместо шести. Поселок Киселево остался практически без медицинского обслуживания, люди вынуждены ездить в Затверечье, на Маяковского. Много проблем, которые не решаются уже очень давно. Несмотря на то, что много уже сделано, работы еще непочатый край.
— Успехов вам, Дмитрий Валентинович.
— Спасибо.
Андрей Сидоров