«Не нужно нагнетать панику — нужно просто привить себя и своих детей», — говорит специалист
Мы думали, что победили корь, но она вернулась.
ВОЗ сообщила о рекордной заболеваемости этой коварной болезнью: Европу охватила эпидемия, а больше всего случаев кори зарегистрировано на Украине. Говорить об эпидемии в России пока не приходится, однако врачи бьют тревогу: если мы и дальше будем бездействовать, то окажемся в такой же ситуации, что и наши соседи. Лечения кори не существует, но риск страшных коревых осложнений можно практически исключить.
О том, что для этого нужно сделать, нам рассказала врач-педиатр Наталья Васильева.
— Наталья Рашидовна, на общероссийских телеканалах вышло в эфир несколько сюжетов о том, что корь возвращается. Какая ситуация в России с этим заболеванием на сегодняшний день?
— Случаи заражения корью регистрируются постоянно – в Москве и не только…
Привиться!
— Существуют ли особо «опасные» места, где риск заразиться корью существенно выше? Может быть, следует пересидеть вспышку кори дома, забрав детей из садов и школ?
— Не нужно нагнетать панику — нужно просто привить себя и своих детей. Ведь наиболее подвержены инфекции не вакцинированные дети и взрослые. Привитые тоже могут заболеть — но если они и заболеют, то перенесут болезнь легче и не передадут инфекцию дальше. Распространяют инфекцию как раз не привитые, потому что не привитый человек распространяет в окружающую среду во много раз больше возбудителей этой болезни по сравнению с привитым. Если в коллективе все привиты, и один привитый заболел — вспышки не будет, и остальные не заболеют. Это связано с тем, что вакцинация снижает восприимчивость к вирусу кори у здоровых и выделение вируса у заболевших до минимума. А если в коллективе будет только один привитый – тогда в нем будет вспышка, потому что коллективная восприимчивость будет очень высокая. Надо иметь в виду, что корь — очень заразное заболевание. Ведь почему, если в подъезде многоэтажного дома заболел хоть один человек, врачи начинают обход по всем квартирам? Потому что корь — очень высококонтагиозное заболевание: чтобы заболеть, достаточно проехаться в лифте даже через час-полтора после того, как там проехал больной.
Тревога
— Вспышки кори регистрируются постоянно, почему же тревогу забили только сейчас?
— Не только сейчас — врачи бьют тревогу уже который год! …Корь всегда была, есть и будет, и с каждым годом ее будет становиться все больше и больше.
— Потому что все больше не привитых детей?
— Да! У нас просто нет коллективного иммунитета! У нас нет механизмов сдерживания эпидемий. Пока не будет привито 95 процентов населения, корь будет бушевать. Мы почти достигли этой цифры, но у нас появились «антипрививочники», и весь коллективный иммунитет порушился.
— Есть мнение, что корь не опасна, а некоторые даже предлагают водить детей на «коревые вечеринки»…
— Кроме как преступниками таких людей я назвать не могу, потому что намеренное заражение ребенка инфекционным заболеванием — это преступление.
Осложнения
— Чем так опасна корь?
— В первую очередь — своими осложнениями. Течение заболевания зависит от массы факторов: от состояния организма заболевшего, от количества вируса, который к нему попал, а также от условий, в которых произошло заражение. Вариантов развития событий очень много. Можно переболеть очень легко и даже не заметить, что переболел. А можно получить полный комплекс осложнений. Наиболее опасными и тяжелыми осложнениями являются коревая пневмония и энцефалит, от которых можно достаточно быстро погибнуть. Специфической терапии кори не существует, она лечится исключительно симптоматически: если высокая температура — снижаем, головная боль – даем обезболивающие, и т.д. На сам вирус кори мы воздействовать не можем. Мы можем только ждать, пока он сам не погибнет и не выведется из организма. Это самое благоприятное течение. Но могут развиться и слепота, и коревой энцефалит…
— У детей и взрослых осложнения — одни и те же, или разные?
— Осложнения одни и те же в любом возрасте — просто, как я уже сказала, их развитие зависит от каждого конкретного случая. Самое страшное — когда корью заражается человек с онкологическим заболеванием, получающий химиотерапию или лучевую терапию. У таких людей собственный иммунитет уничтожается извне для того, чтобы пациент выжил и вылечился. Мы не можем его привить не потому, что нанесем прививкой вред, нет! Просто это будет бессмысленное занятие — поскольку у него в ответ на вакцинацию не образуются антитела. И даже если он был привит до того, как начал получать терапию, его антитела могут быть неэффективны в борьбе с инфекцией — пациент остается «голым». И если он заболеет — вероятность летального исхода у него огромная. Именно поэтому так важен коллективный иммунитет. Это так называемая «стратегия кокона»: все вокруг этого человека должны быть привиты. В условиях семьи это возможно, а в условиях дома, района, города, государства, планеты — на данный момент, увы, нет.
— Можно сказать, что корь по своим осложнениям является самым опасным заболеванием?
— Нет, это не так: абсолютно от любой инфекции могут быть смертельные осложнения. Проблема в том, что от кори нет лечения. От того же гриппа — есть: имеются специфические препараты, которые действуют именно на вирус гриппа. А с корью мы только можем положиться на волшебный случай и на врачей, к которым пациент попадет. Если он, заболев корью, будет сидеть дома и есть гомеопатические горошки, то мы ему не поможем. Вспомнился случай, как несколько лет назад в Интернете в прямом эфире умирала девочка от ветряночного энцефалита, а гомеопаты по Интернету лечили ее горошками. Это будет такая же ситуация.
Симптомы
— Можно ли спутать первые признаки кори с другим заболеванием?
— Если есть типичные симптомы, то врач должен сразу поставить диагноз. Проблема в том, что из молодых врачей, которые сейчас пришли на участок, мало кто видел корь, ведь изучали они ее по картинкам.
— В каких случаях родителям нужно насторожиться?
— Если ребенок залихорадил, стал плохо себя чувствовать, его нужно показать педиатру. Сочетание лихорадки, насморка, сухого кашля и конъюнктивита должно особенно насторожить родителей.
— Если не привитый ребенок заболел корью, есть ли смысл бежать в поликлинику и делать прививку?
— Нет, если уже заболел, то смысла нет. Иногда вводится противокоревой иммуноглобулин, но его эффективность в качестве лечения практически равна нулю. Он используется профилактически у контактных, которых мы не можем привить. Например, если беременная женщина контактировала с корью, она не может получить прививку, потому что вакцинация живыми вакцинами во время беременности запрещена. Но мы можем ввести ей иммуноглобулин. Младенца, которому меньше шести месяцев, мы не можем привить, потому что у него еще не образуются антитела.
Малыши
— Защитит ли младенца грудное вскармливание?
— Грудное вскармливание — это просто еда. Антитела, которые содержатся в огромном количестве в грудном молоке — это белки, которые разрушаются в желудочно-кишечном тракте и расщепляются на аминокислоты. Обратно в антитела в крови они не собираются. Все антитела, которые могут работать — работают во рту и обеспечивают местный иммунитет. Поэтому у младенцев, которые кормятся грудью, стоматиты бывают гораздо реже, чем у ребенка, который получает смесь из бутылки. Младенец может быть защищен, но зависит это от того, каков иммунный статус у мамы. Если она болела корью или была привита двумя дозами противокоревой вакцины, то в ее организме циркулируют антитела, которые во время беременности передаются младенцу. Это не его антитела, со временем они исчезнут, но примерно до трех-четырех месяцев он ими защищен.
— Если ребенок привит только одной дозой вакцины, но ему не исполнилось шести лет, чтобы сделать вторую дозу по календарю, можно ли привиться раньше?
— Можно! Во всем мире вакцинация проводится в год и в полтора года. И только у нас прививку от кори делают в год и в шесть лет. Для полноценного иммунитета нужны две дозы. Если введено две вакцины, то защита составляет порядка 95-96 процентов, а если одна — около 90-93 процентов. Это тоже немало, но, согласитесь, что 98 процентов надежнее. Вакцина может не защитить от самой болезни, но от тяжелых форм и осложнений она защищает практически на 100 процентов. Поэтому если после первой прививки прошло шесть месяцев — смело прививайте ребенка.
Вакцины
— Сейчас помимо кори «ходит» еще и ветрянка. Родители боятся прививать детей, переживая, то одна инфекция может наложиться на другую…
— Не нужно бояться — нужно просто пойти и привить контактных от кори и ветрянки. А если есть возможность вывоза ребенка за границу, то этот вопрос решается легко и просто: там есть вакцина от кори, краснухи, паротита и ветряной оспы — все в одном шприце.
— У нас такой вакцины не ожидается?
— В России она уже зарегистрирована, но, к сожалению, от момента регистрации до появления на рынке проходит несколько лет.
— Но лучше, наверное, не ждать, когда завезут импортную вакцину, и привиться тем, что есть?
— Да, нужно пойти и привиться тем, что есть.
Эпидемия
— У наших соседей на Украине объявлена эпидемия кори. Какой вы видите ситуацию с корью у нас в ближайшей перспективе?
— Корь рядом с нами, и если мы и дальше будем бездействовать — то довольно скоро достигнем эпидемического порога и объявим эпидемию. Ведь мы почти избавились от кори – но, увы, все вернулось на круги своя. До возникновения вакцины настоящие вспышки кори — когда подкашивало каждого четвертого — происходили раз в полтора-два года. Прокатится корь по всему миру — выживет сильнейший. А после того, как началась вакцинация, летальность от кори уменьшилась на 96 процентов — это фантастические цифры! И все расслабились. Когда несколько лет назад стали вслух говорить об эпидемии кори в Европе, думающие родители занялись тем, что стали вакцинировать и себя, и детей. Увеличилась прослойка вакцинированных, и, может быть, за счет этого мы и держались. Но теперь количество не привитых снова растет. Родители или не хотят прививать сами, или врачи дают неоправданные медотводы. И самое неприятное — это недостаточное количество вакцины.
— Давайте подведем итог: паниковать не нужно, а нужно пойти и привиться тем, кто еще не успел этого сделать, правильно?
— Да, нужно пойти и привить себя и своих детей — только так мы сможем остановить эпидемию кори.
Елена Соколова