В ближайшее время сотни тысяч жителей Тверской области могут остаться без магазинов РАЙПО, а пайщики потребительских обществ и вовсе без своего имущества…
Нашей газете стали известны подробности скандала, который вот уже полгода полыхает в Тверском облпотребсоюзе. В скором времени в результате подковерных интриг, борьбы за власть и деньги, старейшая в области сеть магазинов потребкооперации может прекратить свое существование.
Население региона и пайщки потребительских обществ останутся у разбитого корыта. Зато у некоторых руководителей РАЙПО появится отличный шанс положить в карман солидный куш и обеспечить себе безбедную старость. Но обо всем по порядку.
Традиции
В советское время потребительская кооперация приобрела поистине грандиозный размах и решала на селе сразу три основных задачи: розничной торговли; закупок у населения овощей, фруктов, ягод, грибов и лекарственных трав; производство продуктов питания на базе местных товаров. К моменту распада СССР потребкооперация обслуживала 40 процентов населения страны, членами ее являлись 30 миллионов сельских жителей РСФСР. На долю РАЙПО приходились четверть розничного товарооборота продуктов питания, половина заготовок картофеля, около трети закупок овощей и выпечки хлеба. Можно без преувеличения сказать, что районные потребительские общества стали важнейшей социальной основой русского села. Да что там говорить, если в деревнях магазин иначе, как «райпо» или «сельпо», и не называли.
История тверской потребительской кооперации насчитывает 119 лет. Она зародилась в 1900 году, когда в селе Прямухино Новоторжского уезда было организовано первое в Тверской губернии «Бакунинское общество потребителей». После революции вплоть до наших дней Калининский, а с 1990 года Тверской областной союз потребительских обществ являлся одним из самых крепких предприятий подобного рода в России. Большую роль в экономическом успехе и стабильности союза сыграли отец и сын Тепловы: Василий Иванович, руководивший тверской потребкооперацией с середины 80-х и в лихие постперестроечные годы, и Валерий Васильевич, под руководством которого потребительские общества до последнего времени успешно противостояли экспансии федеральных продовольственных сетей.
Структура
Для того, чтобы читатель мог разобраться в кризисе, который сегодня обрушился на тверские РАЙПО, надо понимать, как устроена эта система. Учредителями (пайщиками) потребительского общества являются граждане или юридические лица, из паев которых складываются имущественная и финансовая составляющие общества. Высший орган управления организации – собрание пайщиков. Оно избирает правление общества. Прибыль РАЙПО делится между пайщиками. Потребительские общества могут объединяться в региональные союзы, которые выполняют контрольно-распорядительные функции, представляют интересы кооперативов в различных государственных инстанциях, а также защищают их имущественные и иные права.
Однако в нынешней экономической ситуации у Тверского областного союза потребительских обществ появилась новая и, пожалуй, самая главная задача. Он аккумулирует у себя все основные контракты с поставщиками самой востребованной у населения продукции. Ведь только единая мощная структура с разветвленной сетью магазинов, современной моделью ведения бизнеса и единой системой закупок может в наше время получать от производителей низкие закупочные цены и эффективно противостоять федеральным сетям. Самостоятельно РАЙПО с этой задачей никогда не справиться, никто им низких цен не даст. Если потребкооперация не будет иметь хороших контрактов, то ее магазины ждет та же самая судьба, что и лавочки индивидуальных предпринимателей, которые массово погибают под нажимом «Магнитов» и «Пятерочек». А скоро на рынок зайдет новый мощный игрок – Почта России. В планах у этой организации открыть универсальные магазины во всех своих отделениях. При тех ресурсах, что есть у Почты России, вскоре придется потесниться не только РАЙПО, но и сетевикам. В этой конкурентной борьбе сможет выстоять лишь объединенная областная организация, имеющая сильную имущественную базу, вековые традиции и своего покупателя.
Кризис
Все это прекрасно понимал еще Василий Иванович Теплов, но для начала ему надо было решить другую проблему. Дело в том, что в силу действующего законодательства магазины РАЙПО не могли торговать спиртным, так как не имели собственного уставного капитала. А без продажи алкоголя в наше время продуктовый магазин выжить не может.
Решение было найдено. При РАЙПО были созданы общества с ограниченной ответственностью, учредителями и директорами в которых стали в основном председатели и главные бухгалтеры кооперативов. РАЙПО передали в аренду этим ООО часть своих помещений в магазинах и торговое оборудование. Как правило, и заведующими и продавцами в сельпо и в ООО работали одни и те же люди. Предполагалось, что вся прибыль ООО пойдет в доход РАЙПО и будет делиться между пайщиками. Схема заработала. Но это была мина замедленного действия, заложенная под фундамент тверской потребительской кооперации…
В 2009 году председателем Тверского облпотребсоюза стал полковник в запасе, сын легендарного Василия Ивановича – Валерий Васильевич Теплов. К тому времени под натиском федеральных сетей корабль РАЙПО начинал терпеть бедствие. Автор этих строк как раз тогда работал руководителем службы безопасности в крупной торговой компании и видел, как в потребительских обществах стремительно нарастал кризис неплатежей. В каждом селе, где есть хотя бы пара сотен жителей, словно грибы после дождя, вырастали «Магниты» и прочие «Тверские купцы», оттягивая на себя покупателя. Чуть позже появились «Пятерочки», и ситуация еще более усугубилась. РАЙПО стремительно теряли своего клиента, им нечем было рассчитываться с поставщиками.
Нововведения
Валерий Теплов взялся за бизнес твердой офицерской рукой. Первым делом он постарался сконцентрировать в Тверском облпотребсоюзе контракты с поставщиками самой востребованной продовольственной продукции. Это дало эффект. Большие заказы позволили значительно снизить закупочные цены на товары и более успешно конкурировать с сетевиками.
Новый руководитель стал внедрять в магазинах потребкооперации такой сервис обслуживания покупателей, который бы соответствовал уровню лучших магазинов федеральных сетей. Это неминуемо повлекло за собой усиление трудовой дисциплины, что, конечно же, было встречено в штыки. Наконец, он попытался внедрить современную модель заказа продукции в магазинах. Это когда заявка на товары формируется автоматически, исходя из того, какой ассортимент наиболее востребован покупателем. Роль заведующих магазинами и председателей РАЙПО при такой модели заказов была сведена к минимуму, зато давала отличный экономический эффект.
Недовольство
Нововведения Теплова встали костью в горле у некоторых председателей РАЙПО. Привыкшие работать по старинке, они не желали перестраиваться на новые рельсы, а главное… теряли огромные деньги. Новаторские начинания нового руководителя лишали их так называемых бонусов, которые платили поставщики не особо востребованной продукции только за то, чтобы их товар появился на полках магазинов. Бонусы эти, минуя пайщиков, шли в личные карманы руководителей РАЙПО. При новой системе заказов этот золотой ручеек иссяк. К тому же председатели обществ уже обросли хорошим финансовым жирком, наживаясь на продажах алкоголя в вино-водочных ООО, созданных при сельпо. Контроль над алкогольными доходами и финансовая дисциплина, которые попытался ввести Теплов в этой сфере бизнеса, крайне не устроили местных руководителей кооперативов. Не секрет, что во многих сельских магазинах шла бойкая торговля контрафактным алкоголем, прибыль от которой шла прямым ходом в кошельки местечковых предводителей потребкооперации.
Бунт на корабле Тверского областного союза потребительских обществ вспыхнул в марте этого года…
О попытке совершить переворот в Тверском облпотребсоюзе, о последовавших судебных разбирательствах, а также о том, какая судьба ждет сотни магазинов РАЙПО, читайте в следующем номере нашей газеты.
Илья Гусаров