Кадровая политика главврача Маслова может привести к развалу всей службы тверской «скорой медицинской помощи»
Правительство Тверской области предпринимает серьезные шаги для возрождения «Скорой медицинской помощи». За последние месяцы удалось почти в полтора раза увеличить количество бригад, заступающих на суточное дежурство. Значительно сократилось время доезда врачей до пациентов. В процессе становления — единая диспетчерская служба экстренной помощи.
Еще несколько месяцев назад граждане часами ждали «Скорую помощь», а порой и умирали, так и не дождавшись медиков. Сейчас ситуация несколько улучшилась. Но, похоже, что все эти изменения происходят не благодаря, а вопреки действиям главного врача Тверской станции скорой медицинской помощи Константина Маслова.
Нам стало известно о вопиющих случаях увольнений сотрудников «Скорой помощи», в которых необходимо немедленно разобраться трудовой инспекции и прокуратуре Тверской области.
Вызов
Вечером 9 сентября в «Скорую помощь» поступил вызов из микрорайона «Южный» — плохо стало 5-летнему ребенку, инвалиду детства. По вызову прибыла одна из линейных бригад экстренной службы во главе с фельдшером. Врачей на все бригады в Твери по-прежнему не хватает. Медик приняла решение оказать ребенку неотложную помощь и вызвать для госпитализации маленького пациента другую бригаду «Скорой» — с опытным врачом-педиатром.
В течение 20 минут специализированная педиатрическая бригада прибыла на указанный адрес. Мама с мальчиком заблаговременно стала спускаться в лифте, и тут у ребенка произошла остановка дыхания…
Ситуация
В педиатрической бригаде «Скорой помощи» в тот день дежурила Светлана Борисенко – специалист из числа самых уважаемых и авторитетных детских врачей в области. Светлана Федоровна за годы работы спасла жизни сотен мальчишек и девчонок. Стаж работы педиатром только в «Скорой помощи» – свыше 15 лет. За самоотверженный труд женщина многократно поощрялась руководством. А сколько слов благодарности она услышала от родителей спасенных детей – не счесть. Вот ее рассказ:
— Ребенок поступил к нам без признаков жизни. Мной было принято решение немедленно приступить к реанимационным мероприятиям, а водитель включил сирену с маячками и погнал в первую детскую больницу. Началась борьба за жизнь малыша. Я и моя опытная помощница сделали все возможное, чтобы спасти мальчика. В какой-то момент ребенок вздохнул, и появилась надежда. Через 10 минут мы были в больнице и передали маленького пациента в реанимацию. Спустя какое-то время он умер. Нам поставили в вину, что во время пути мы не позвонили реаниматологам, дабы те приготовились к приему больного. Но как мы могли это сделать?! Мы пробовали, но рации на машинах «Скорой помощи» теперь не работают, а телефонная линия была постоянно занята. Водитель гнал по городу, а мы спасали малыша. Что важнее: пытаться спасти жизнь ребенку или дозваниваться до больницы? На это руководство «Скорой помощи» мне заявило: «Тогда должна была позвонить мать ребенка, которая находилась с вами в машине». В результате мне чуть ли не вменили в вину смерть пациента и поставили перед выбором: или увольнение по собственному желанию, или строгий выговор с последующим увольнением за несоответствие должности. Был еще вариант упасть на колени перед Масловым, и тогда (может быть) меня перевели бы на неотложку. Я приняла решение уйти. Спустя несколько дней уволилась и моя помощница – одна из самых опытных медсестер в «Скорой помощи». Я много лет отдала этой службе, но таких руководителей, как Маслов, здесь не было никогда. Ему совершенно все равно, что происходит в коллективе, нет дела до условий труда и отдыха подчиненных. В нашем случае он, видимо, просто решил подстраховаться и избавиться от бригады, чтобы в случае чего заявить: «А врачи уже уволены». Мне трудно сказать, о чем он думает, но точно не о спасении людей.
Вот так, вместо того, чтобы изо всех сил беречь оставшиеся единицы опытных врачей-специалистов, Константин Маслов ликвидирует одну из лучших педиатрических бригад в городе — только потому, что у него могут возникнуть проблемы. На наш взгляд, этим решением главврач поставил под угрозу жизни наших детей.
По закону?
30 октября был уволен водитель тверской «скорой помощи» Александр Белов. Общий стаж работы в экстренной службе – более 15 лет. Масса благодарностей и грамот за честный и добросовестный труд, в том числе от руководства области. Ни одного ДТП за все время работы. Александр Борисович известен, как непримиримый борец за права водителей и медицинского персонала «Скорой помощи». Он многократно обращал внимание на проблемы экстренной службы на телевидении и в газетных интервью. Вот, что он нам рассказал:
— То, что происходит сейчас в тверской «Скорой помощи», иначе, как предсмертным стоном я назвать не могу. Десятки людей находятся на грани увольнения, атмосфера в коллективе ужасающая. Уверен, что меня убрали только за то, что я боролся за свои права на всех уровнях – от профсоюза и прессы до прокуратуры и суда. Ситуация в службе катастрофически ухудшилась с приходом к власти главврача Константина Маслова и его верного помощника – начальника отдела кадров Василия Перевозчикова. В последний раз он прямо меня спросил: «А вы что, хотите жить по закону?». Как будто это что-то из ряда вон выходящее.
Чтобы получать более-менее достойную зарплату, многим сотрудникам «Скорой помощи» приходится работать на две ставки. Сейчас помимо Твери наши бригады обслуживают еще и Калининский район, и соседние… А это огромные расстояния. У людей накапливается усталость, но руководству на это плевать. Из нас готовы выжать все соки, а потом выкинуть с работы, как это произошло со мной. При этом деньги за переработку выплачиваются не в полном объеме. Сейчас я сужусь с администрацией «Скорой помощи» как раз по этому поводу. Условия труда отвратительные. Водителям выдали спецодежду, но не предоставили необходимое количество раздевалок. Чтобы хоть раз за сутки нормально поесть, нам приходится возить продукты в машине. Зачастую врачи также вынуждены питаться в автомобилях, пока у водителей пересменка. На подстанции их на это время не отпускают. А это вопиющая антисанитария.
На любой вызов, будь то понос или повышенная температура, нас заставляют выезжать с включенными проблесковыми маячками, но без сирены. Я полагаю, что это нарушение правил дорожного движения. Другие водители, увидев нашу машину, не понимают, что делать, и шарахаются в стороны, создавая аварийную обстановку на дороге. Маслов и Перевозчиков устроили за мной слежку и выяснили, что я не включаю проблесковые маячки, если в этом нет крайней необходимости. За это мне было объявлено взыскание. Второй выговор я получил за то, что один-единственный раз не включил сигнал поворота, трогаясь с места. Вот эти два момента и послужили официальной причиной для моего увольнения.
Между тем, из-за нехватки кадров, на место водителей «Скорой помощи» сейчас приходят ребята из Средней Азии, а также парни, у которых открыта только категория «В» и стаж вождения менее трех лет. Они, конечно, не посмеют Маслову с Перевозчиковым и слова против сказать. Будут делать все, что те прикажут. Вот только безопасность врачей и пациентов во время движения с такими водителями очень серьезно пострадает. Но Константина Маслова это абсолютно не беспокоит…
Ожидание
До нас уже доходили слухи, что многие сотрудники скорой медицинской службы готовы хоть сейчас написать заявление об увольнении, лишь бы не работать с Константином Масловым. Работники «Скорой помощи» говорят, что главврач готов нарушать трудовое законодательство, нещадно эксплуатировать своих подчиненных на сверхурочной работе, умудряясь при этом подвергать их дисциплинарным наказаниям, порой не разобравшись в деле.
Такие действия ведут к развалу трудового коллектива и на корню убивают все благие начинания губернатора и министерства здравоохранения области. В тверской «Скорой помощи» царит угнетающая атмосфера напряженности, которая в любой момент может взорваться. Сейчас от увольнения многих врачей и остальной персонал удерживает только то, что люди много лет отдали своей нелегкой работе и теперь надеются как-то пережить власть самодура, по нелепому недоразумению занявшего кресло руководителя «Скорой». Однако терпение людей не безгранично. Тем более, что они профессионалы и их труд востребован в соседних Москве и Московской области, где совсем другие зарплаты. Похоже, что недалек тот час, когда Тверская область пополнит ряды регионов России, где сейчас происходят массовые увольнения врачей. А значит, жизнь и здоровье тысяч тверичан вновь окажутся под угрозой.
P.S. 5 ноября Александра Белова уведомили, что приказ об его увольнении отменен распоряжением и.о. главврача Тверской станции скорой медицинской помощи Галины Алексеевой (Константин Маслов находился на конференции). Испугались суда? Или восторжествовал здравый смысл? Думается, первое…
Илья Гусаров