В центре Твери на глазах у всех доживает свой век забытый памятник
На Соборной площади Твери между Путевым дворцом и недавно возведенным Спасо-Преображенским собором доживает свой век некогда известный на всю область, а сейчас забытый памятник «Павшим борцам за мировой Октябрь». Между тем, под ним покоится прах людей, чьими именами названы многие улицы нашего города. Наверное, многие уже не помнят, что до начала 70-х годов и постройки Обелиска Победы именно здесь был единственный в Калинине Вечный огонь. Для тех поколений горожан мемориал у Путевого дворца был священным местом. Сама же история монумента связана с мрачной легендой о похищении надгробия с могилы на кладбище Успенского Желтикова монастыря…
В редакцию нашей газеты обратился пенсионер МВД, подполковник милиции Николай Митрохин. Он собрал архивную информацию о братской могиле тверских большевиков, павших в борьбе за советскую власть. Эти материалы показались нам интересными. Корреспондентам «МВ» и самим удалось выяснить некоторые малоизвестные сведения о забытом захоронении.
Памятник
По официальной версии, указанной в паспорте охраняемого объекта за 1972 год, памятник «Павшим борцам за мировой Октябрь» был сооружен скульптором Меркуловым в ноябре 1924 года. К сожалению, в паспорте не указаны инициалы ваятеля, но, скорее всего, это знаменитый Сергей Дмитриевич Меркулов, известный своими гигантскими монументами Сталину и Ленину. Сведений о каких-нибудь других скульпторах Меркуловых, творивших в это время, нам найти не удалось.
Памятник в Твери представляет собой невысокий обелиск, увенчанный урной. Позднее обелиск был обрамлен мраморным поребриком, кустарником и серебристыми елями. В 1926 году к обелиску положена плита с фамилиями похороненных здесь большевиков. На ней 11 фамилий. Среди них: Дмитрий Склизков – революционер-подпольщик, организатор революционного движения в Твери, председатель Тверского уездного исполкома, погибший в 1919 году на Восточном фронте; Николай Лоцманенко – видный партийный работник на железнодорожном транспорте, сотрудник ЧК, умерший от туберкулеза в 1924 году; Павел Капитонов – 20-летний активист РСДРП (б), скончавшийся от «испанки» в 1919 году… Сейчас в честь этих людей названы тверские улицы и поселки.
Есть сведения, что помимо маститых тверских революционеров на Соборной площади Твери хоронили и менее известных борцов за советскую власть, чьи имена не вошли на мемориальную плиту. Например, здесь, по рассказам родственников, покоится прах Дмитрия Семеновича Киселева – родного брата бабушки нашего главного редактора. Родом Дмитрий Киселев был из семьи железнодорожного служащего. Он прошел Первую мировую войну боевым офицером царской армии. В 1918 году вместе со своим подразделением перешел на сторону «красных». Спустя несколько месяцев Дмитрий Семенович героически погиб в бою с колчаковцами. Его тело перевезли в Тверь. Здесь Киселев был торжественно похоронен со всеми почестями. До самого начала Великой Отечественной войны родственники героя регулярно получали денежную и иную помощь от государства. Бесплатно выдавались дрова, продовольствие, ткани…
Имена некоторых других похороненных здесь большевиков давно уже забыты.
Почести
Во время оккупации нашего города фашисты снесли памятник и устроили на его месте собственное кладбище, которое пафосно назвали «Кладбище героев Калинина». Сведений о том, что немцы надругались над останками большевиков, нет. После освобождения Калинина советские власти очистили город от трупов немецких солдат, которые закопали на Волынском кладбище и во рву на Сахаровском шоссе. Вскоре восстановили и памятник тверским большевикам на площади Революции. В послевоенное время он приобрел значение одного из символов нашего города. Официальные делегации возлагали к нему цветы, здесь принимали в пионеры и давали клятву идеалам коммунизма. У памятника горел вечный огонь. В СССР умели чтить память героев.
Легенда
Сейчас модной стала версия о том, что никакой скульптор Меркулов памятник героям Октября не возводил. Просто большевикам в 20-х годах прошлого века приглянулось надгробие на могиле тверского головы Алексея Федоровича Головинского, похороненного на кладбище Желтикова монастыря. Вот и решили они использовать его в качестве монумента своим соратникам. Старые надписи с надгробия стерли, нанесли новые и установили памятник на Соборной площади.
Могила Алексея Головинского со временем затерялась. А ведь он являлся, пожалуй, самым выдающимся градоначальником Твери за все время ее существования. Именно Головинский во второй половине XIX века способствовал развитию городского водопровода и газового освещения. Главной же его заслугой считается обустройство вала, защитившего Затьмачье от паводков. В честь этого строительства в 1867 году по инициативе градоначальника была установлена Головинская колонна, которая удивительным образом похожа на памятник «Павшим борцам за мировой Октябрь». Колонна эта долго кочевала по улицам нашего города, а сейчас обосновалась напротив Покровской церкви у рынка.
История с похищением надгробия с могилы Головинского и последующей его установкой над братской могилой большевиков была озвучена некоторыми тверскими СМИ. Сейчас эта версия установки памятника рассматривается, как основная. Мы пообщались с известным тверским краеведом Михаилом Хедчиковым и смотрителем Успенского Желтикова монастыря Владимиром Ямским, но так и не смогли выяснить, откуда «растут ноги» у этой легенды. Впрочем, в списках работ скульптора С.Д. Меркулова памятник тверским большевикам тоже не значится.
Забвение
С развалом СССР о братской могиле большевиков стали забывать. Сегодня о ней помнят, наверное, только родственники похороненных здесь людей да старые коммунисты, которых не так много осталось в Твери. Да и место между Императорским Путевым дворцом и храмом, надо сказать, не самое подходящее для такого мемориала. Сейчас обелиск покосился и укрыт полотнищем ткани.
Тем не менее, братская могила и памятник на ней – это уже вековая история нашего города. Несомненно, что их надо приводить в приличный вид. Это не так сложно сделать – больших денег не потребуется. В противном случае мы уподобимся Иванам, родства не помнящим.
Второй выход из положения: перенести могилу и памятник в более подходящее для них место. Как бы то ни было, этот мемориал — частица нашей непростой истории. И мы обязаны ее сохранить.
Дмитрий Фадеев