Десять дней прошло с момента массового отравления детей в оздоровительном лагере «Ромашка» под Тверью. К счастью, все живы. Так что же на самом деле произошло?
10 июня Тверь прогремела на всю Россию. В детском оздоровительном лагере «Ромашка», расположенном близ деревни Ямок Калининского района, сразу двенадцать человек подхватили кишечную инфекцию. Одиннадцать из них – дети. По просочившейся в СМИ информации причиной заболевания школьников якобы стала острая кишечная инфекция сальмонеллез. Это тяжелое заболевание, которое может представлять большую опасность для пациентов, особенно юных.
Ситуация тут же была взята на контроль губернатором Тверской области Игорем Руденей. Следователи СК возбудили уголовное дело по статье 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей). Расследование преступления контролирует председатель Следственного Комитета РФ Александр Бастрыкин. Все необходимые медицинские и санитарно-эпидемиологические мероприятия проводят региональный минздрав и управление Роспотребнадзора. Первую детскую смену лагеря расформировали, здоровых детей отправили по домам, больных – в лечебные стационары.
«Замечательный» получился у ребят выезд в летний лагерь. Вместо оздоровления часть из них мучается желудком, другие остались без отдыха. Мы уже молчим, что родители теперь подсчитывают убытки и меняют планы на первый летний месяц. Правда, часть денег, уплаченных за пребывание детей в лагере, родителям пообещали вернуть. Но кто же виноват в сложившейся ситуации? На этот вопрос дадут ответ следователи и суд. Тем не менее, и мы попытались разобраться в происшествии.
Лагерь
Первым делом корреспонденты «МВ» отправились в оздоровительный лагерь «Ромашка», чтобы выяснить у персонала, что произошло, как идет работа по дезинфекции и готово ли учреждение принять вторую смену детей. На момент нашего приезда (19 июня) «Ромашка» больше напоминала лагерь в другом смысле этого слова. На воротах висел огромный замок с цепью, а на территорию нас не пустили охранник и женщина, представившаяся заместителем директора лагеря. На наши вопросы педагог отвечать отказалась, сославшись на приказ Управления образования города Твери. Вообще, поведение чиновников и их внутренние распоряжения, запрещающие сотрудникам общение с прессой, попадают под действие статьи «О воспрепятствовании профессиональной деятельности журналиста» Закона о СМИ. Но это тема отдельного разговора.
Мы попытались дозвониться до Управления образования Твери. К сожалению, руководители управления не смогли уделить нам время. Ну очень занятые люди! Целый день — совещания, решаются, вне всякого сомнения, важные вопросы. А на наши вопросы оказалась бессильна ответить и пресс-служба города Твери, сославшись на то, что не располагает данными о результатах проверок лагеря «Ромашка». В свою очередь и Следственный комитет, опубликовав сведения о возбуждении уголовного дела, также перестал выдавать информацию. Представитель пресс-службы СК на наш звонок не ответила.
Складывается ощущение, что ситуация с отравлением детей в лагере «Ромашка» начинает покрываться загадочным туманом тайны. Или ее пытаются замылить. Почему люди не могут знать, что на самом деле произошло с их детьми?
Система
Версия о грязных руках детей не прокатит. От них мог бы отравиться один, максимум два человека. Да и то все бы ограничилось легким поносом. Когда речь идет о двенадцати пострадавших, становится понятно, что здесь все куда серьезнее. Имел ли место злой умысел, либо преступная халатность, повлекшая массовое заболевание? Компетентные органы, наверняка, с этим разберутся. Но вот мнение директора школы №4 города Твери, депутата гордумы Ирины Тюряковой:
— При нашей школе также организован летний детский лагерь, который посещают около 96 мальчишек и девчонок. Считаю своей наиважнейшей задачей построить работу так, чтобы дети из лагеря вышли с новыми знаниями и навыками, отдохнувшие, а главное – здоровыми. Огромное значение имеет организация правильного питания подростков. Я лично проверяю наличие медицинских книжек у персонала, который работает в столовой. Ежедневно баракеражная комиссия, в которую вхожу и я, проверяет качество приготовленных для детей блюд. Образцы всех блюд откладываются и хранятся в холодильнике, чтобы в случае чего их можно было предъявить для экспертизы. Не менее важную роль, чем ежедневные проверки, играет выбор поставщика продуктов питания. В нашей школе поставщик приучен к тому, что не дай бог ему привезти некачественные продукты. Он тут же повезет их назад с соответствующей претензией и штрафом. Да, меню детского питания было бы неплохо разнообразить. Но в целом, если соблюдать перечисленные мной правила, то массового отравления можно было бы избежать. Я не знаю, соблюдались ли указанные правила в детском лагере «Ромашка»…
Вот и мы не знаем. Хотя по городу уже поползли довольно печальные слухи. Мы уверены, что следствие во всем разберется, но и сами хотим спросить у властей. Правда ли, что поставщик продуктов и организатор питания детей не обладал необходимым персоналом для выполнения возложенных на него обязанностей? Действительно ли у персонала столовой не были оформлены медкнижки, и работники не имели права кормить детей? По каким вообще критериям выбиралась организация, которой жители города вынуждены были доверить питание своих детей?
Конечно, мы не хотим огульно обвинять людей, отвечающих за работу оздоровительного лагеря. Тем более, навешивать на них «всех собак». Нам хорошо известно, что руководители Управления образования Твери и Администрации города очень много времени и сил отдавали налаживанию работы летних детских лагерей. Это правда. Так что же случилось в «Ромашке» на наш обывательский взгляд?
Вероятнее всего, причиной трагедии стали зараженные продукты питания, поставляемые в лагерь. Инфекция могла распространиться и через руки персонала столовой, контактировавшего с зараженными продуктами. Иные версии маловероятны.
Впрочем, в ближайшее время Роспотребнадзор получит данные по результатам исследований проб и сделает заключение о том, какой именно патоген спровоцировал заболевание у школьников. По поручению губернатора в Тверской области будут дополнительно мониторить качество продукции в оздоровительных лагерях и проверять здоровье работников.
Илья Гусаров