Ветеран Великой Отечественной войны, мать-героиня, вырастившая шестерых детей, инвалид II группы 90-летняя жительница деревни Дубровки Калининского района Екатерина Михайловна Якубовская вынуждена жить в старом трухлявом доме без удобств, промерзающем насквозь. Местные чиновники не желают ей помочь.
Огромное количество испытаний выпало на долю Екатерины Михайловны Якубовской: с малых лет тяжелый труд в колхозе, служба в армии в годы войны, горькая доля вдовы с шестью детьми… Все тяготы жизни сильная русская женщина вынесла с честью, получила немало государственных наград, среди которых есть и «Медаль материнства», и медаль «За боевые заслуги», и медаль «За отвагу». Однако все заслуги перед Родиной Екатерины Якубовской оказались забыты, когда она обратилась к государству с просьбой улучшить свои жилищные условия. Федеральный закон «О ветеранах» оказался для местных властей не обязательным для исполнения.
Екатерина Михайловна живет в деревянном доме без удобств (ни водопровода, ни канализации), и ей очень тяжело себя обслуживать. В 90 лет пенсионерке приходится ходить за питьевой водой на колонку. Кроме того, старый дом, построенный в начале 30-х годов прошлого столетия, давно прогнил, в стенах образовались многочисленные сквозные дыры на улицу, крыша безнадежно течет. И поэтому, даже при наличии газового отопления, в трухлявом доме ужасно холодно – все тепло выдувается. Температура в комнате зимой не повышается больше +14 °С, и поделать с этим ничего нельзя. Спасаясь от холода, спит Екатерина Михайловна в валенках и теплом платке.
Дочь пенсионерки Светлана Мельникова время от времени забирает мать пожить к себе в Литвинки – помыться, отогреться. Светлана Борисовна с радостью оставила бы маму у себя насовсем, но в ее небольшой квартире тесно, Екатерина Михайловна устает от людей и, погостив пару дней, возвращается к себе домой. Потом, замерзнув, опять гостит у дочери… Замкнутый круг, из которого Екатерина Михайловна теперь уже не видит выхода. Ведь все ее попытки улучшить свои жилищные условия – то, что полагается по закону «О ветаранах» — с успехом похоронены местными чиновниками.
Волокита
Впервые по поводу постановки на очередь на получение жилья как участница Великой Отечественной войны Екатерина Якубовская обратилась в Черногубовское сельское поселение в 2003 году.
– Глава поселения Татьяна Владимировна Плетнева ответила мне тогда, что денег нет, строительства не ведется, и на очередь она меня поставить не может, — рассказывает Екатерина Михайловна.
В 2005 году по закону «О ветеранах» Якубовская вновь обратилась к местной власти с вопросом об улучшении жилищных условий. На этот раз получила ответ, что, дескать, ранее она на очереди не стояла, и поэтому ей ничего не положено. В том же году жилищная комиссия решила, что в доме Якубовской жить можно…
В 2008 году администрация Черногубовского сельского поселения все же поставила Екатерину Якубовскую на учет по улучшению жилищных условий. Однако через два года это постановление местными чиновниками было благополучно отменено.
Бумажная волокита все длится и длится. В поисках правды Екатерина Михайловна обращалась и в администрацию Тверской области, и в приемную Президента РФ. Но все обращения были благополучно «спущены» в администрацию все того же Черногубовского сельского поселения. В результате ветеран Великой Отечественной войны Екатерина Якубовская до сих пор остается вне закона «О ветеранах». Правда, в феврале 2010 года департаментом соцзащиты населения Тверской области Екатерина Михайловна признана «нуждающейся в улучшении жилищных условий». А в апреле того же года территориальный отдел соцзащиты населения Калининского района Тверской области прислал Якубовской другой ответ: «По информации органа местного самоуправления в настоящее время вы не признаны нуждающейся в обеспечении жильем». В марте 2011-го в ответ на очередное обращение Екатерины Якубовской областной департамент соцзащиты сообщил, что в администрацию Черногубовского сельского поселения направлено письмо для повторного рассмотрения вопроса о возможности улучшения ее жилищных условий. Излишне говорить о том, что и это письмо не дало никакого результата.
В апреле 2013-го Екатерина Михайловна вновь обратилась со своей бедой в администрацию Черногубовского сельского поселения. До сих пор оттуда нет никакого ответа.
Право
Откровенно говоря, складывается впечатление, что местная власть просто-напросто тянет время. Понятно, что у пожилого человека осталось не так много сил для борьбы за свои права…
С 41-го года Екатерина Михайловна попала на фронт, прошла всю войну, была ранена, контужена. Надо ли лишний раз говорить, как невыносимо тяжело приходилось женщинам на войне… После войны Екатерина Михайловна вышла замуж, в браке родила шестерых детей и овдовела, когда старшей дочке было 8 лет, а младшему ребенку – всего годик. Но трудности не сломили женщину, она много работала и одна смогла вырастить детей, достойных граждан страны. Теперь же…
— Обслуживать себя я уже не могу, да и условий для этого нет, — с горечью признается корреспонденту «МВ» Екатерина Михайловна.
Она просит государство помочь ей улучшить жилищные условия и имеет на это полное право. Но у чиновников на это свое мнение. И, видимо, им абсолютно все равно, что ветеран Великой Отечественной войны замерзает в гнилом доме…
Татьяна Славина, фото Виктора Зиновьева
P.S. Екатерина Михайловна рассказала нам, что депутат Тверской городской Думы Александр Оводков, узнав о ее беде, хотел помочь с ремонтом дома. Но прораб, осмотрев здание, убедился в том, что стены безнадежно прогнили, и ремонт делать совершенно бесполезно.